ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГАПОУ «КТЭТ», В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Миронов Д.А.,

Зав. производством студенческого ресторана

МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани»

 

В качестве одного из главных ориентиров развития страны до 2020 года названо построение общества, которое:

  • задает лучшие стандарты жизни;
  • предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей;
  • планирует развитие экономики инновационного типа;
  • заинтересовано в радикальном повышении ее эффективности и формирование массового среднего класса.

В выступлениях В.В. Путина, Д.А. Медведева сформулированы основные представления о развитии экономики России на ближайшее десятилетие: это стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Цели и задачи такой масштабной акции — качественное повышение благосостояния и авторитета российской нации и каждого жителя России.

Лица с ОВЗ, являясь весомой частью общества, при создании необходимых условий в их профессиональной подготовке и трудовой деятельности становятся значительной трудовой силой и определяют «рациональную структуру занятости». Для роста производительности труда необходимо изменение отношения в обществе к рабочей силе, чтобы работник не рассматривался как некий «человеческий ресурс» наряду с информацией, капиталом и материалами, как в условиях рыночной экономики. Для этого необходимо эффективное стимулирование деятельности работников, а также активное участие работников в жизни предприятий, все это может в значительной мере повысить производительность труда.

В рамках реализации модели базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Республике Татарстан ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» в этом году реализовал программу по обучению студентов с нарушениями слуха по профессии «Повар» в рамках дополнительного образования.

В ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» поступили все желающие не зависимо от статуса, возраста, и социального положения по интересующим специальностям на безвозмездной основе.

На практике студенты с нарушениями слуха проходившие профессиональное обучение по профессии «Повар» были включены в организацию практических стажировок по приготовлению и отработки модулей по изготовлению кулинарной продукции студентов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания». Такой подход обеспечил эффект социальной инклюзии по отношению к студентам с нарушениями слуха и способствовал разрушению сложившихся стереотипов в отношении лиц с ОВЗ.

Социальная инклюзия способствовала созданию адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию. В ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» студенты с ОВЗ благодаря полной отдачи и добрых традиций чувствуют себя полноправными участниками образовательного процесса.

Каждый студент работал в паре со студентом с нарушениями слуха.  Во время отработки приготовления блюд студенты в паре проводили совместное выполнение задач на равных, несмотря на то, что один сурдопереводчик при отработки практических навыков физически не способен полностью уделять внимание каждой паре (было сформировано 8 пар студентов,) так как все этапы происходят на разных участках цеха.

Для формирование позитивного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, основанной на принципах гуманизма, толерантности  и свободного выбора студентам ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» и студентам с ОВЗ была предложена подобная форма совместной стажировки, ни единой подоплеки и нежелания проводить в такой форме занятие у студентов обнаружено не было, даже наоборот проявлен повышенный интерес к новому методу, так как идет обмен опытом и раскрытие обычных вещей под другим углом.

Так как у каждой пары студентов индивидуальное задание, они языком жестов и личным примером показа наглядного выполнения технологического процесса приготовления блюд достигли результатов и консенсуса по выполнению задания. Также было выявлено, что у студентов с ОВЗ в связи с низким восприятием слуха, более развиты органы зрения, в связи с чем они более внимательны и сконцентрированы на всех нюансах и особенностях приготовления, что помогает максимально подробно и градуировано расписать технологические тонкости приготовления, которым обычно студенты не всегда придают значения и пропускают при анализе и подведении итогов.

Данная методика помогла им успешно разработать, приготовить и защитить приготовленные блюда, без каких-либо конфликтов и недопонимания.

Студентами с ОВЗ была пройдена стажировка на предприятии МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани». Студенты с нарушениями слуха были задействованы во всех структурах и цехах от изготовления полуфабрикатов и обработки сырья до изготовления готовых блюд, и отпуска их потребителю, с возможностью дальнейшего трудоустройства студентов после квалификационных экзаменов и присвоения квалификации «Повар».

Реализация проекта по обучению студентов с нарушениями слуха по профессии «Повар» в рамках дополнительного образования способствовав:

—        повышению уровня социальной адаптации студентов с ОВЗ;

—        повышению социального статуса лиц с ОВЗ;

—        росту занятости лиц с ОВЗ, улучшению качества их жизни и благосостояния.